Кое — что о походе замечательных людей по Свидовецкому хребту

Поскольку «Лучше гор могут быть только горы!», мы предлагаем нашим читателям еще раз побывать в горах  вместе с туристами нашего любимого проекта «В рюкзак»

Ничто не ценно в путешествиях так, как возможность узнать новых людей и облюбование неизведанных  вами мест

Чингис-Хан

Вокзал, знакомство

К месту сбора на перроне вокзала пришлось пробираться через массу туристов, сбегающих из душного города в Карпаты. Пешеходники смешивались с велосипедистами, те, в свою очередь, спешили разобрать свои велы и успеть упаковать их в чехлы. Вот и наш вагон. Высматриваю знакомые лица – подошел Андрей, участник майского похода по Букринскому полуострову, затем и Катя, участница многих весенних вылазок. Под огромным рюкзаком, с гитарой, да еще с несколькими пакетами в руках подошел Сергей, наш организатор и руководитель. Рядом с нами трогательно прощалась молодая пара – девушка с 4-х месячным ребенком на руках провожала своего мужа. Оказалось это тоже наш участник – Александр. Шумная, большая компания сопровождала на посадку двух, весело смеющихся, девушек. «Таня и Лена», – представил девушек Сергей, — «Тоже идут с нами».

Началась погрузка в вагон.

«Привет!», – рядом с нами положила свои вещи стройная, спортивная девушка в джинсовых шортах. Позже шорты Натальи стали служить нам своеобразным походным барометром – стоило их надеть, как поднимался холодный, пронизывающий ветер или на тропе в изобилии появлялись заросли колючего можжевельника и всяческих кустов.

Для знакомства и поедания дорожной снеди в наш «штабной плацкарт» начали подтягиваться другие участники похода.

«Здравствуйте!», – произнесла тоненькая юная девушка с огромными выразительными глазами. Представлять хрупкую Татьяну со 80-литровым рюкзаком за плечами было как-то грустно, и задача по распределению продуктов и общественного снаряжения здорово усложнялась. К слову, Татьяна оказалась достаточно подготовленной и удивила своими ходибильными качествами.

Третья участница, изящная Катя, обладала мягкой, женственной  улыбкой, что вносило позитив и умиротворение в походную жизнь. Катя – опытный турист, участник прошлых много- и однодневных походов. Благодаря ей, и ее домашним заготовкам, мы приготовили вкуснейший борщ на костре и запеченную на углях картошку.

Таня и Лена – наши симпатичные гостьи из Белоруси, были полны предпоходным восторгом. Девушки привезли с собой много вкусных даров с белорусской земли, и каждое появление очередных вкусностей объявлялось Сергеем отдельно. Примерно так:  «Сегодня чай с белорусской сгущенкой!», или «Каша с тушенкой из Белоруси!», также было еще явление сырокопченой колбасы, также из Белоруси.

Для девушек это был первый поход, и Сергей, при распределении продуктов, старался выделить им не больше двух килограмм.

Приключения начались еще до отхода поезда – Дмитрий опоздал, и догонял группу попутным транспортом. Подсесть к нам ему удалось рано утром, на станции Яремча. Дмитрий с энтузиазмом начал загружать свой рюкзак, и требовал добавки груза, потому что рюкзак показался ему легким. Чем я, грешный, воспользовался, вручив ему тяжеленный термос с горячим чаем. Дмитрий отличился оригинальной шапочкой-шлемом белого цвета, которая одновременно укрывала от солнца, защищала от ветра и еще согревала в холод. Плюс оригинально смотрелась на фото.

Остальные участники – это уникальный Виталий, о достоинствах и подвигах которого можно писать толстые книги. Удивительных качеств и надежности человек. Весь его рюкзак был повязан пучками собранных горных трав, а по тяжести едва уступал неподъемному рюкзаку Сергея.

Андрей – ходячая энциклопедия, единственный походник, поднимавший политические темы. Не один час проговорил с Леной и Таней о политической жизни в Беларуси. За 4 дня похода перед нами раскрылись закулисья многих мировых событий.

Александр приятно удивил вдохновенным тембром голоса при чтении утреннего и вечернего правил, молитв перед едой. Высыпал перед нами множество смешных историй, и еще оказался обладателем редкой для мужчины профессии – парикмахера. Проявил бойцовские качества (особенно в первый день) и мужественно преодолевал тяготы и лишения походной жизни.

Квасы. Начало маршрута

Квасы встретили нас хорошей погодой. Выгрузившись, мы направились за знаменитой квасовской минеральной водой. К сожалению, вода в источнике еле-еле текла тоненькой струйкой,  и набрать удалось совсем немного. Время поджимало, а жаждущие воды все прибывали, вскоре образовалась приличная толпа народу.

Побродив по огородам местных жителей, мы вышли на каменистую дорогу, которая петляя, уходила вверх. Начался затяжной подъем, все выше и выше. Делая остановки для отдыха каждые 25-30 минут, мы медленно шли, привыкая к лямкам рюкзака, и подбирая темп. Через пару часов остановились на обеденный перекус.

Группа поначалу разделялась на постников и мясоедов. Постникам полагался сыр, а мясоедам, кроме сыра, еще мясные деликатесы. К концу похода количество постников значительно уменьшилось, так как уж очень соблазнительные и вкусные дары привезли из Беларуси наши сестры Таня и Лена.

Изрядно подустав, мы, наконец-то выбрались из зоны леса. Проходящая навстречу местная собирательница ягод подсказала нам, где искать родник с водой, и мы вскоре пополнили свои запасы. Маршрут уже проходил по безлесным полонинам, и ветер гулял вовсю, заставляя поддевать теплые вещи. Но, зато, он же и бодрил, идти было не жарко.

Полонина не представляла собой ровной площадки, за горкой оказывалась еще одна горка, выше предыдущей. Сменялись одна за другой, вершины с причудливыми румыно-словацкими названиями. Зато взору открывались виды на окрестные горные хребты. Чем выше мы поднимались, тем внушительней становились вершины напротив. А где-то там внизу оставалось село Квасы. Мы всё чаще смотрели назад, пытаясь разглядеть этот микромир из спичечных коробков с треугольными крышами, уверенно уплывавший от нас.

От Квасов мы прошли более 12 км. Приближалась гора Драгобрат, и нужно было искать место для ночлега.  Окрестности горы разрыли под строительство подъемников, всюду строительный мусор, бригады строителей. Нашли место в низине, изрытой колодцами для воды. Поставили палатки, переоделись, утеплились – уже изрядно похолодало. Развели костер…

….Костер! Он всегда бодрит и успокаивает. Костер — прасущность человеческого уюта. У костра человек впервые почувствовал себя защищенным от холода. У костра человек впервые задумался о небе и Боге. И потому так радует нас, как начало нашего выздоровления, живой огонь костра, выжигающий из наших душ мусор суетных и тщеславных забот….. (Фазиль Искандер, повесть «Софичка»)

Начали готовить ужин, заварили горячий чай. За чаем вели неторопливую беседу, благо, у каждого было припасено множество историй. Бурное оживление вызвало появление знаменитой белорусской сгущенки, спасибо сестрам! Для подкрепления душевных сил Сергей расчехлил гитару и спел несколько добрых, жизнеутверждающих песен. Уставшие после первого походного дня, мы вскоре разбрелись по палаткам отдыхать.

Это исключительная особенность походов с Сергеем – забота о походниках, укрепить впавших в уныние от неожиданных трудностей, быстрей накормить горячей пищей, и вовлечь в песенно-литературный вечер.

День второй, преодолеваем Свидовецкие хребты

Утренний ароматный кофе в походе – это медитативный процесс. Наполняется родниковый водой маленький котелок, ставится на костер, до кипения быстро снимается и разливается по походным кружкам. Пока готовится основной завтрак, особое удовольствие созерцать восход солнца над горными вершинами с кружкой горячего кофе и сырным бутербродом, дразня еще не проснувшихся походников кофейными ароматами.

В этот день нам предстоял панорамный, созерцательный переход (в отличие от вчерашнего «трэша и угара», по меткому выражению сестры Натальи). Выйдя из низины, мы подошли к источнику и запаслись водой на весь день. Далее, делая остановки для отдыха каждые 30-40 минут, мы час за часом преодолевали склоны и вершины, то поднимаясь на самый верх, то траверсируя вдоль склона. Панорамы горных массивов восхищали, красивые долины с колыбами виднелись далеко внизу. На тропе все чаще стали встречаться группы туристов, с которыми мы обменивались приветствиями.

За очередным склоном обнаружилось горное озеро, и некоторые наши смельчаки устремились вниз, что бы искупаться на высоте более 1500 метров. Вода оказалась вполне купательная и бодрящая. С новыми силами отправились далее. За очередными горными серпантинами показалось одно из самых примечательных мест Карпат — озеро Герешаска (другое название Догяска), расположенное под горой с таким же двойным названием. Справочник говорит, что ширина озера 110 метров, глубина 1,2 метра, а температура воды не более 11 градусов. Своими зелеными водами озеро полностью сливалось со склонами, такого же цвета.

На вершине горы на пересечении различных троп стоял поклонный крест. Мы пропели крестопоклонные молитвы, и благословясь, продолжили свой путь.

Нам предстоял крутой спуск и сброс высоты, мы уходили в лесную зону Карпат. Безлесные склоны сменились густым кустарником, вперемешку с небольшими елками, появились ягоды – черника, голубика. Нашли еще ягоды под названием — шикша. Дмитрий решил собрать шикшу в надежде, что ягода понравится его маленькому сыну. При очередном спуске тропа потерялась, и пришлось спускаться прямо по склону, попутно собирая и поедая чернику.

Вышли на хорошо видимую тропу, и начали крутой спуск, который далее влился в широкую, натоптанную дорогу. Через некоторое время мы вышли на перевал Околе, где переговорили с местным жителем. Он нам сообщил о сотне туристов, шедших на то же самое место ночлега, что и мы, к тур.стоянке «Исток Тисы». В действительности туристов оказалось гораздо меньше, и палатки были разбросаны по огромной поляне, не мешая друг другу.

Небольшой шок испытал, глядя на совершенно сухое русло истока Тисы. Лет 6 назад источник был полноводный, теперь же ни капли воды. На тур.форумах пишут, что уже три года воды нет.

Расположились мы для ночлега на лесной поляне, окруженной высокими соснами и елями. Место укрыто от ветра, вполне подходящее для ночлега. Под руководством Кати приготовили вкуснейший борщ, затем кашу с белорусской тушенкой, и апогей пиршества – морс из свежих ягод. Проникновенно прочитав молитвы перед вкушением пищи, Александр, как всегда, особо вдохновлял своим тембром и голосом, мы приступили к трапезе. Под вечерний чай из карпатских трав выслушали немало историй, хороших стихов. Уже под ночным небом пели песни, звенела гитара.

Такие вечера незабываемы, они изюминки походов.

День третий. Гора Братковская

Утреннее солнышко быстро подсушило наши отсыревшие за ночь палатки. Мы быстро собрались, и устремились к подъему на гору Братковская. К нашему удивлению, подъем начался со спуска. Мы с сожалением сбрасывали высоту, понимая, что предстоит опять набирать эти трудные метры.

Гора Братковская – одна из самых высоких в Карпатах, почти 1800 м. По вершине горы когда-то проходили границы канувших в небытие империй, типа Австро-Венгерской, Румынского королевства и Чехо-Словацких правителей.

Вначале тропа проходила среди высоких елей, которые скрывали нас от солнца. Постепенно тропа усложнялась, склон становился все круче. Вот и началась сказываться недоработка при подготовке к походу.  Где проспал зарядку или не доработал на тренировке, где предпочел лифт подъему по ступенькам – всё отразилось на крутой тропе. Задыхаясь и кряхтя, шаг за шагом идем вверх, перелезая через огромные стволы бурелома, некстати упавшие прямо на тропу. Шустрая и легкая Татьяна легко убежала вверх, обгоняя группы ветеранов, которые тяжело дыша и потея, печально выглядывались  в вершину горы.

Высокие ели сменились низкорослыми соснами, тропа становилась все более каменистой. Эти каменные россыпи местные называют «горганами». Далее пошли заросли можжевельника и уникальной альпийской сосны. Все чаще начали встречаться открытые места, так называемые обзорные площадки, и волны горных хребтов во всей красе открывались перед нами. Почти под самой вершиной мы с Татьяной завороженно застыли на тропе, восхищаясь открывшимися панорамами. Тут нас, остолбеневших, догнал Виталий, который не торопясь, босиком, с тяжеленым рюкзаком, без задышки преодолел весь подъем. Затем, дойдя вершины, нашел в себе силы спуститься вниз и помочь притомившимся спутникам донести рюкзаки наверх.

Выйдя из зарослей, мы вышли на высокогорные травянистые луга, и через несколько минут оказались на вершине, в центре которой был вкопан старинный пограничный столб. Скинув рюкзаки, мы надолго зависли перед окружающими панорамами. С вершины горы Братковская открывались неповторимые виды на все стороны света – на юге виднелся хребет Свидовец,  с которого мы пришли, на севере – продолжение хребта, гора Гропа, Русская, перевал Легионов, на востоке – Горганы, вдалеке виднелся Черногорский хребет с горами Петрос и Говерла.

Поистине, гора Братковская – одна из самых живописных и красивых вершин Карпат.

Постепенно вся группа собралась, перекусили вкусняшками, отдохнули, и, не спеша, продолжили путь по хребту горы, постепенно снижаясь. По дороге попадались остатки пограничных сооружений, каменные траншеи. Останавливались для сбора и поедания ягод, и приходило грустное напоминание, что мы покидаем вершины, уходя вниз в цивилизацию.

Как круто мы поднимались, так же круто пришлось и спускаться, постепенно заходя в зону леса, где уже виднелись зоны вырубки и домики местных жителей.
Преодолели горный ручей, и увидели, как идущий впереди Сергей был атакован огромным белым псом и собачкой поменьше. Пока мы подошли, мир с собаками был заключен, и группа нормально прошла. Отойдя метров 200 от домиков, вышли на небольшую зеленую полянку, рядом журчал горный ручей. Решили здесь поставить лагерь и заночевать.

Вечер. Обжорник

Того, кто надеялся похудеть в походе, этим вечером ждали тяжкие испытания. Вначале походная каша с белорусской тушенкой, затем запечённая в фольге под руководством Кати картошка с луком и салом. И апогей – традиционный туристский торт (рецепт не разглашаем, сюрприз участникам будущих походов). Плюс ароматный морс из собранных ягод и вечерне-ночной чай, настоянный на высокогорных травах. Ох, этот обжорник!.. Еле дыша после порции каши, добавки и двух запеченных картошек, я непроизвольно потянулся к третьей, аппетитной, картофелине.

Но не хлебом единым жив человек (с) – вечер был наполнен общением, стихами, историями. Александр зачитывал нам вдохновляющие проповеди своего друга- проповедника. Знатоки звездного неба, лежа на ковриках, созерцали звездное небо над Карпатами, пытаясь найти знакомые созвездия. Играла гитара, пели походные песни.

Исход

Лесовозы очень постарались превратить наш путь домой в очередное приключение. Вся дорога была разбита и разъезжена, и была сплошным грязевым потоком. Бегущий рядом ручей оказался бурным и мутным. Лишь через два часа мы нашли более-менее чистые полянки и прозрачную реку, в которой с удовольствием искупались.

Дорога шла гуцульскими селами, проходя через которые мы рассматривали архитектуру местных хат. За нами увязался местный подвыпивший парень, который честно выдал:«Приїхали до Карпат, та зустріли пьяного гуцула».

Потрясающий переезд из села Бистриця до села Надвирне, 1 час 40 минут ехали 30 км. И более комфортный переезд к Ивано-Франковску, перекус на вокзале, волнительное прощание с сестрами Таней и Леной, погрузка  в вагон.

Эпилог

Прошло время. Кто мог, пришёл на благодарственный молебен в небольшом храме к нашему молитвенному батюшке отцу Дмитрию. В напутствии нам о. Дмитрий говорил об испытаниях, преодолевая которые мы становимся ближе к Богу, укрепляемся духовно. И действительно, не спортивные успехи и преодоленные подъемы стали главной нашей заслугой в походе, а то, что мы стали чуть лучше. Мы сдружились, помогая друг другу, стали терпимее. Горы и природа убрали все наносное и внесли гармонию в души. Пережито множество эмоций, получено бесконечно много впечатлений, приобретены новые друзья. Впереди ожидание новых дорог и новых приключений!